С 1 января 2014 в России введут всеобщий утилизационный сбор
Президент РФ Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в статью 24.1 федерального закона «Об отходах производства и потребления», согласно которому с 1 января 2014 года российские производители автомобилей будут уплачивать утилизационный сбор на общих основаниях. Так же под закон попадают машины, ввозимые из Казахстана и Белоруссии, и автомобили, помещенные в Калининградской области под процедуру свободной таможенной зоны.
Не подверженными уплате утилизационного сбора останутся лишь классические авто старше 30 лет, машины представителей международных организаций, дипломатических и консульских учреждений, а также те транспортные средства, которые ввозятся участниками госпрограммы по переселению соотечественников и беженцами.
Принятый документ исключает нормы пока еще действующего законодательства. В частности, речь идет о нераспространении утилизационного сбора на автопроизводителей, принявших добровольные гарантийные обязательства по обеспечению безопасной утилизации выпускаемого ими транспорта. Гарантийные обязательства приняли на себя ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «КамАЗ», «Sollers» и группа «ГАЗ». С 1 января 2014 года платить утилизационный сбор начнут и эти производители.
Правила об обязательном утилизационном сборе распространяются и на шасси. Депутаты Государственной думы РФ отметили, что утилизационный сбор в отношении машин и шасси уплачивается для защиты здоровья и окружающей среды от вредного воздействия их эксплуатации. В документе также указано, что правительство установит порядок ведения контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты сбора.
Напомним, что впервые утилизационный сбор в России был введен в 2012 году и распространялся лишь на иностранные – новые и подержанные – автомобили. Базовые ставки сбора составляли 20 тыс. рублей для легковых авто и 150 тыс. рублей – для грузовых. Однако Евросоюз посчитал, что таким образом Россия ущемляет права иностранных производителей и опротестовал эту норму в ВТО. В итоге, как сказано в пояснительной записке к закону, документ адаптирует российское законодательство к условиям членства в ВТО, благодаря чему Россия выполнит обязательства, касающиеся создания равных условий для отечественных производителей и импортеров.
«Нам кажется, что введение утилизационного сбора на автомобили производства РФ и стран Торгового союза приведет к некоторому повышению стоимости этих автомобилей, что нивелирует их преимущество перед конкурентами из-за рубежа. Как результат, увеличение стоимости техники несколько снизит ее привлекательность в глазах покупателей и переориентирует часть из них на приобретение импортного транспорта. Однако, скорее всего, доля таких покупателей будет невысока и соберет тех, кто сейчас колеблется между покупкой отечественного авто и бюджетной модели какого-либо из мировых брендов», – оценивает ситуацию директор Управления ЗАО «Сбербанк Лизинг» Денис Богданович.
По мнению экспертов, сильнее всего введение утилизационного сбора затронет сегмент бюджетных авто. «Ставка сбора фиксирована и едина для однотипных автомобилей. Понятно, что в процентном отношении «надбавка за утилизацию» окажет более сильное влияние на цену более дешевого автомобиля», – считает Денис Богданович.